Страницы рукописей ГАКа

09-11-2017

Что еще интересного: и стрелки часов, и дневниковые страницы выполняют свою сущность и назначение в верном служении; неточный часы не удовлетворяет, и не станешь писать на грязной или рваной странице. Когда-то я писал уже о подобных вещах и заметил тогда, что тем, мол, и отличаются люди от часов, которые имеют свободу воли; действительно, имеют, несомненно, отличаются; но присмотревшись внимательнее, видишь, что эта свобода, как ни парадоксально, не является источником радости и равновесия; что свобода, которая находится на свободе, а не занимается трудом и усердным служением, эта воля вполне равнодушна к нуждам и желаниям духа, что такова воля вместе со своей свободой остается в стороне непосредственного поля деятельности, тогда как дух страдает и мучается на этом поле, тщетно пытаясь соединить то, что рассыпается, на этом поле, заросшем ядовитыми растениями, на этом поле, что стало пустырем и свалкой, тогда как могло быть основой новой культуры. Дух требует силы воли, а не ее свободы, силы направленной, окультуренной, сосредоточенной в форме силы, работает на поле, свобода воли - это только ветер, пролетающий над свалкой, безразлично перелистывая никому не нужны газеты, звеня пустыми консервными банками; так, воля человека свободна, но в этом и заключается одно из основных несчастий человека, свобода воли - это крестьянин без поля, это вынужденная свобода, это свобода предопределена. Помнишь "Благословение земли" Гамсуна? Помнишь то, что я недавно читал в "Бгагавадгити": "Для того, кто победил разум, он лучший друг. Но для того, кто не смог этого сделать, его ум останется величайшим врагом "? То же касается воли и ее свободы. Но какая тонкая, почти невидимая грань между этими мыслями и тоталитарными философиями, - наконец, судьбы того же Гамсуна или Паунда. Почему, когда воля свободна, она запускает поле своей деятельности и превращает его в пустырь, а когда подневольный, обязательно строит на том поле казарму или монастырь? Почему так трудно осознать и согласиться, а значит, смириться, и действительно, вполне, а не на уровне спекуляций принять конфуцийську "золотую середину", русло степени, которым должна двигаться река сознания, воли, жизнь во времени, где пустырь и казарма были бы противоположными берегами, но не определяли бы суть реки и воды ...

(Константин Москалец. Дневники. 25.VI. 1991.)

ГАК создал себе в виде чайного ритуала, и как раз этот ритуал стал осмысленной философской позицией, помог выработать то, что Швейцер называл "осознанным мировоззрением». Однако, "мировоззрение" не обязательно должна означать "систему". Прежде всего он означает видение вполне, полное сознание и реализовано стремление как можно более полного осмысления где-когда-как ты видишь, а также осмысление того, кто смотрит в вот этому "ты". Чайный ритуал не выступает как "очки", "призма", "бинокль" или другие оптические устройства, поскольку он не является идеей; в противном случае он как раз и стал механической, мертвенной, конструктивистской системой, каждая из которых слишком коротковат и узкие для действительного мира жизни. Мир, увиденный через бинокль или микроскоп - недостаточный, это мир деформированный и по-своему иллюзионный, в котором можно вдоволь измерять, но невозможно жить. Это, несомненно, мир и науки, но это не мир философии и творчества жизни. Если Кант видел звездное небо над головой, он видел и реально присутствует нравственный закон в сердце. Маркс звездного неба уже не видел зато он видел "средства" и слепо, как термит, строил систему. Система удалась, термиты чувствовали себя очень рада. И все же, ни один живой человек не сможет жить даже в лучшем термитнике-казарме. Надо было Гуссерля и Хайдеггера, которые помнили и напоминали о звездном небе и о констелляции феноменов непосредственно в человеке: "Для ребенка в человеке ночь всегда останется швеей звезд" (Хайдеггер).


Смотрите также:
 Выход из бессонницы
 Бытие, приглушенное в равнодушии
 Научиться бессмертию
 Бытие всеобъемлющее
 Избежать законов стада

Новое в галерее:

Контакты:

Уважаемые Друзья! Настоятельно просим вас по всем вопросам и предложениям обращаться через форму обратной связи

Счетчики сайта:

Rambler's Top100 Яндекс цитирования